Всем привет! В этой статье, поговорим про базовые масла III группы

Базовые масла третьей группы должны, так же, как и масла II группы содержать более 90% предельных (насыщенных) углеводородов и менее 0,03% серы.
Основная разница согласно классификации API кроется в индексе вязкости, который должен быть уже более 120. По факту, у готовых масел индекс гораздо больше.
По сути, III группа – это базовые масла, произведенные по технологии гидрокрекинга, именно этот процесс позволяет достичь нужных показателей.
Гидрокрекинговое базовое масло
Это самый спорный и неоднозначный вид базовых масел. Почему? Да потому что такое масло делается из той же нефти что и первые две группы, а называется синтетикой. Почему это так, я расскажу чуть позже
Вместе с тем, гидрокрекинг является самым массовым и популярным на сегодняшний день видом базового масла.
Слово «Гидрокрекинг» (по-английски Hydrocracking) произошло от двух слов – Hydro – «водород» и crack – «расщеплять, разламывать»

На изображении вы видите технологии гидрокрекинга трех разных производителей – это Liqui Moly, Chevron и Petro Canada.
В качестве сырья используется парафиновый гач или газойль, полученные при вакуумной перегонке на первых этапах переработки нефти.
В процессе производства, происходит обработка парафинов, водородом в присутствии каталитического нейтрализатора.
Смысл каталитического гидрокрекинга – разделить длинные молекулярные цепочки тяжелых углеводородов (парафины) с длиной (> C35) на более короткие (C20 — C35) с однородной структурой (изопарафины) и насытить места разрывов цепочек водородом, увеличить количество изопарафинов, раскрыть кольца ароматических и нафтеновых молекул.

Все это происходит при давлении до 400 атмосфер, а температура доходит до 500⁰С.
При этом, из базы, с помощью того же водорода, удаляются серные, азотистые и другие нежелательные соединения
Далее, чтобы не допустить разрыва новых молекулярных цепочек, масло дистиллируется в вакууме, а затем удаляются остатки парафинов.
Результатом становится высококачественное базовое масло с отличным индексом вязкости, достойной противоокислительной стабильностью, низким содержанием серы, хорошими низкотемпературными свойствами, низкой испаряемостью.
Чтобы еще улучшить низкотемпературные свойства и индекс вязкости, может применяться и применяется некоторыми компаниями гидроизомеризация – это процесс превращения линейных цепочек парафинов в разветвленные под воздействием водорода. Так поступает, например, Shell при производстве своих XHVI масел и Petro Canada при производстве HT синтетики.

Современные масла на базе гидрокрекинга с хорошими пакетами присадок не особо уступают так называемым «настоящим синтетическим» маслам из IV и V групп. Главные отличия, пожалуй, в низкотемпературных свойствах, стабильности к окислению и испаряемости, да и то эти отличия не такие и большие.
Самыми крупными мировыми производителями базовых масел III группы являются:

- SK Lubricants
- Shell
- S-Oil
- Neste
- Adnoc
- Petronas
- Petro Canada
Также производством таких масел занимаются:

ExxonMobil, GS Caltex, Лукойл, Nippon Oil и другие компании
Каждый производитель называет свою технологию гидрокрекинга по-своему, поэтому на канистрах можно встретить следующие названия и аббревиатуры, которые скажут нам о том, что это гидрокрекинг:
HC-Synthese, НС-синтетика, High-Tech-Synthese-Technology, HT, VHVI, XHVI и другие…
Кстати, многие оригинальные OEM масла (Toyota, Nissan итд) делаются тоже на базе III группы

Ну и для сравнения, давайте посмотрим на интересную таблицу из отличной книги бывшего старшего научного сотрудника института энергетики, автора нескольких книг и множества научных статей, бакалавра в области химии Leslie R. Rudnick


В данной таблице приведено сравнение базовых масел I, II и III групп одинаковой вязкости.
По всем основным показателям, преимущество группы III очевидно. Давайте по порядку:
-Индекс вязкости 133 против 95 и 99
-Температура вспышки 234 против 216 и 222
-Температура застывания -15 против -12
-CCS (динамическая вязкость при имитации проворачивания) при -20⁰С равна 1230 cP против 2100 и 2000
-Испаряемость по Noack также почти в два раза меньше – 7,8 против 17 и 16,5
-Содержание серы – менее 10 ppm (частей на миллион) против 5800 и 300, а содержание азота менее 1 ppm против 12 и 4
А теперь перейдем к вопросу «синтетичности» гидрокрекинговых масел. Напомню, что несмотря на то что такие базовые масла производятся из сырой нефти, так же, как и группы I и II, в большинстве стран, в том числе и в России на их упаковке пишут «Синтетика»
Гидрокрекинг – это синтетика или нет?
Споры по этому поводу не утихают уже долгие годы, а многие автолюбители, узнав нюансы тут же начинают считать, что их просто обманывают.
Оценить эту ситуацию каждый может по-своему, а я же расскажу, как и почему гидрокрекинговые масла стали называть синтетическими.
Я расскажу здесь по-простому и вкратце, а в описании оставлю ссылку, перейдя по которой можно ознакомиться с ситуацией подробнее.
Итак, все началось в конце 90-х годов прошлого столетия, когда компания Castrol, успешно продающая свои передовые синтетические масла Syntec® при производстве которых использовались ПАО, решила вдруг изменить состав масла. И просто заменила ПАО на гидрообработанное базовое масло. Такой финт естественно позволил существенно снизить цены на готовые масла. Надпись «Синтетика» при этом естественно осталась. При этом еще и крутились рекламные ролики, в которых говорилось о «Превосходной защите двигателя» и «Уникальной молекулярной структуре»

Товарищи из Mobil, естественно не смогли сдержаться, так как «Синтетика» от Castrol была дешевле «Синтетики» от Mobil, а изготовлена при этом по другой технологии.
В результате Mobil подала жалобу о вводящей в заблуждение и обманывающей потребителей рекламе Castrol в Отдел национальной рекламы США (NAD).
Mobil утверждал что настоящие синтетические материалы должны создаваться искусственным путем из простых молекул, которые сами по себе не являются естественными.
Castrol же заявлял что в процессе гидрокрекинга молекулярная структура вещества (парафинов) разрушается и далее, в процессе химических реакций, образуются новые молекулы, отличные от встречающихся в природе. И это, вроде как тоже синтез.
Данный конфликт вызвал весьма бурную реакцию в индустрии. А такие научно-технические организации как SAE и API вообще перестали употреблять термин «Синтетика» в своих документах.
Ну а решение по этому делу было неоднозначным и кардинально повлияло на дальнейшее развитие индустрии.
В апреле 1999г NAD объявил, что представленные компанией Castrol доказательства, являются разумным основанием считать их продукт синтетическим.
Кроме того, решение SAE и API об отказе использования термина «Синтетика» в документах, NAD посчитал как решение отрасли не ограничивать использование этого термина.
Таким образом, термин «Синтетика» стал маркетинговым и перестал обозначать технологию производства.
Помните же эту сноску:

Шумихи было конечно много, но тем не менее многие известные производители посчитали решение правильным.
Ну а дальше, как вы понимаете, понеслось. Настала эра гидрокрекинга. Все захотели производить такую синтетику и технологии гидрокрекинга стали очень активно развиваться, что продолжается и в настоящее время.
Учитывая все вышесказанное, каждый, наверное, сам сделает свой вывод и решит обман это или нет – писать на маслах, произведенных из III группы слово «Синтетика»
Стоит добавить, что в таких маслах нет ничего такого плохого, а современные представители совсем немного уступают синтетическим маслам на ПАО.
Спасибо вам за прочтение и всего доброго!
©oilshop42.ru