Группы базовых масел, или Про синтетику и минералку. Часть 3 – Группа III Гидрокрекинг

group-III---hydrocracking

Всем привет! В этой статье, поговорим про базовые масла III группы


Базовые масла третьей группы должны, так же, как и масла II группы содержать более 90% предельных (насыщенных) углеводородов и менее 0,03% серы.

Основная разница согласно классификации API кроется в индексе вязкости, который должен быть уже более 120. По факту, у готовых масел индекс гораздо больше.

По сути, III группа – это базовые масла, произведенные по технологии гидрокрекинга, именно этот процесс позволяет достичь нужных показателей.

Гидрокрекинговое базовое масло

Это самый спорный и неоднозначный вид базовых масел. Почему? Да потому что такое масло делается из той же нефти что и первые две группы, а называется синтетикой. Почему это так, я расскажу чуть позже

Вместе с тем, гидрокрекинг является самым массовым и популярным на сегодняшний день видом базового масла.

Слово «Гидрокрекинг» (по-английски Hydrocracking) произошло от двух слов –  Hydro – «водород» и crack – «расщеплять, разламывать»

Технологии гидрокрекинга различных производителей


На изображении вы видите технологии гидрокрекинга трех разных производителей – это Liqui Moly, Chevron и Petro Canada.

В качестве сырья используется парафиновый гач или газойль, полученные при вакуумной перегонке на первых этапах переработки нефти.

В процессе производства, происходит обработка парафинов, водородом в присутствии каталитического нейтрализатора.

Смысл каталитического гидрокрекинга – разделить длинные молекулярные цепочки тяжелых углеводородов (парафины) с длиной (> C35) на более короткие (C20 — C35) с однородной структурой (изопарафины) и насытить места разрывов цепочек водородом, увеличить количество изопарафинов, раскрыть кольца ароматических и нафтеновых молекул.

Из презентации Petro Canada


Все это происходит при давлении до 400 атмосфер, а температура доходит до 500⁰С.

При этом, из базы, с помощью того же водорода, удаляются серные, азотистые и другие нежелательные соединения

Далее, чтобы не допустить разрыва новых молекулярных цепочек, масло дистиллируется в вакууме, а затем удаляются остатки парафинов.

Результатом становится высококачественное базовое масло с отличным индексом вязкости, достойной противоокислительной стабильностью, низким содержанием серы, хорошими низкотемпературными свойствами, низкой испаряемостью.

Чтобы еще улучшить низкотемпературные свойства и индекс вязкости, может применяться и применяется некоторыми компаниями гидроизомеризация – это процесс превращения линейных цепочек парафинов в разветвленные под воздействием водорода. Так поступает, например, Shell при производстве своих XHVI масел и Petro Canada при производстве HT синтетики.

Изомеризация


Современные масла на базе гидрокрекинга с хорошими пакетами присадок не особо уступают так называемым «настоящим синтетическим» маслам из IV и V групп. Главные отличия, пожалуй, в низкотемпературных свойствах, стабильности к окислению и испаряемости, да и то эти отличия не такие и большие.

Самыми крупными мировыми производителями базовых масел III группы являются:

Самые крупные производители масел III группы
  • SK Lubricants
  • Shell
  • S-Oil
  • Neste
  • Adnoc
  • Petronas
  • Petro Canada

Также производством таких масел занимаются:

Другие крупные производители базовых масел III группы


ExxonMobil, GS Caltex, Лукойл, Nippon Oil и другие компании


Каждый производитель называет свою технологию гидрокрекинга по-своему, поэтому на канистрах можно встретить следующие названия и аббревиатуры, которые скажут нам о том, что это гидрокрекинг:


HC-Synthese, НС-синтетика, High-Tech-Synthese-Technology, HT, VHVI, XHVI и другие…

Кстати, многие оригинальные OEM масла (Toyota, Nissan итд) делаются тоже на базе III группы


Ну и для сравнения, давайте посмотрим на интересную таблицу из отличной книги бывшего старшего научного сотрудника института энергетики, автора нескольких книг и множества научных статей, бакалавра в области химии Leslie R. Rudnick


В данной таблице приведено сравнение базовых масел I, II и III групп одинаковой вязкости.

По всем основным показателям, преимущество группы III очевидно. Давайте по порядку:

-Индекс вязкости 133 против 95 и 99

-Температура вспышки 234 против 216 и 222

-Температура застывания -15 против -12

-CCS (динамическая вязкость при имитации проворачивания) при -20⁰С равна 1230 cP против 2100 и 2000

-Испаряемость по Noack также почти в два раза меньше – 7,8 против 17 и 16,5

-Содержание серы – менее 10 ppm (частей на миллион) против 5800 и 300, а содержание азота менее 1 ppm против 12 и 4

А теперь перейдем к вопросу «синтетичности» гидрокрекинговых масел. Напомню, что несмотря на то что такие базовые масла производятся из сырой нефти, так же, как и группы I и II, в большинстве стран, в том числе и в России на их упаковке пишут «Синтетика»

Гидрокрекинг – это синтетика или нет?

Споры по этому поводу не утихают уже долгие годы, а многие автолюбители, узнав нюансы тут же начинают считать, что их просто обманывают.

Оценить эту ситуацию каждый может по-своему, а я же расскажу, как и почему гидрокрекинговые масла стали называть синтетическими.

Я расскажу здесь по-простому и вкратце, а в описании оставлю ссылку, перейдя по которой можно ознакомиться с ситуацией подробнее.

Итак, все началось в конце 90-х годов прошлого столетия, когда компания Castrol, успешно продающая свои передовые синтетические масла Syntec® при производстве которых использовались ПАО, решила вдруг изменить состав масла. И просто заменила ПАО на гидрообработанное базовое масло. Такой финт естественно позволил существенно снизить цены на готовые масла. Надпись «Синтетика» при этом естественно осталась. При этом еще и крутились рекламные ролики, в которых говорилось о «Превосходной защите двигателя» и «Уникальной молекулярной структуре»

Старая реклама Castrol

Товарищи из Mobil, естественно не смогли сдержаться, так как «Синтетика» от Castrol была дешевле «Синтетики» от Mobil, а изготовлена при этом по другой технологии.

В результате Mobil подала жалобу о вводящей в заблуждение и обманывающей потребителей рекламе Castrol в Отдел национальной рекламы США (NAD).

Mobil утверждал что настоящие синтетические материалы должны создаваться искусственным путем из простых молекул, которые сами по себе не являются естественными.

Castrol же заявлял что в процессе гидрокрекинга молекулярная структура вещества (парафинов) разрушается и далее, в процессе химических реакций, образуются новые молекулы, отличные от встречающихся в природе. И это, вроде как тоже синтез.

Данный конфликт вызвал весьма бурную реакцию в индустрии. А такие научно-технические организации как SAE и API вообще перестали употреблять термин «Синтетика» в своих документах.

Ну а решение по этому делу было неоднозначным и кардинально повлияло на дальнейшее развитие индустрии. 

В апреле 1999г NAD объявил, что представленные компанией Castrol доказательства, являются разумным основанием считать их продукт синтетическим.

Кроме того, решение SAE и API об отказе использования термина «Синтетика» в документах, NAD посчитал как решение отрасли не ограничивать использование этого термина.

Таким образом, термин «Синтетика» стал маркетинговым и перестал обозначать технологию производства.

Помните же эту сноску:

Шумихи было конечно много, но тем не менее многие известные производители посчитали решение правильным.

Ну а дальше, как вы понимаете, понеслось. Настала эра гидрокрекинга. Все захотели производить такую синтетику и технологии гидрокрекинга стали очень активно развиваться, что продолжается и в настоящее время.

Учитывая все вышесказанное, каждый, наверное, сам сделает свой вывод и решит обман это или нет – писать на маслах, произведенных из III группы слово «Синтетика»

Стоит добавить, что в таких маслах нет ничего такого плохого, а современные представители совсем немного уступают синтетическим маслам на ПАО.

Спасибо вам за прочтение и всего доброго!

©oilshop42.ru

Поделиться в vk
VK
Поделиться в odnoklassniki
OK
Поделиться в facebook
Facebook
Поделиться в google
Google+
Поделиться в whatsapp
WhatsApp

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *